«Рипли» образца 2024: какой получилась новая экранизация романа Патриции Хайсмит / Skillbox Media
Разбираем сериал от Netflix и размышляем, смог ли Эндрю Скотт переиграть Алена Делона.
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать? Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Узнать больше4 апреля на стриминговой платформе Netflix состоялась премьера сериала «Рипли», основанного на романе Патриции Хайсмит о харизматичном преступнике. Главную роль исполнил Эндрю Скотт, известный по своим ролям Мориарти в «Шерлоке» и священнику в «Дрянь». В этом тексте мы рассмотрим, каким образом был интерпретирован мистер Рипли в новом сериале, какие черты его характера были подчеркнуты, а также вспомним предыдущие экранизации и их уникальные подходы к персонажу. Не менее интересно, как в сюжете переплетаются элементы искусства, включая отсылки к Караваджо, что придаёт дополнительную глубину и контекст.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В этом канале наши специалисты делятся глубокими и научными знаниями о психологии и саморазвитии. Кроме того, по выходным мы публикуем актуальные подборки фильмов и музыки, чтобы разнообразить ваше времяпрепровождение. Присоединяйтесь к нам и расширяйте свои горизонты знаний и вдохновения.
Сюжет
Томас Рипли — мелкий мошенник и ловкач, действующий в Нью-Йорке в эпоху пятидесятых и шестидесятых годов. Он едва сводит концы с концами, когда неожиданно появляется великолепная возможность: богатый судовладелец Герберт Гринлиф принимает его за близкого друга своего сына Дикки. Дикки давно живет в Европе, наслаждаясь беззаботной жизнью на итальянских пляжах с подругой Мардж. Он воображает себя художником, пьет и расточает отцовские деньги, не намереваясь взрослеть. Эта ситуация открывает перед Томасом новые горизонты, и он начинает использовать доверие Гринлифа в своих интересах, что ведет к запутанным и опасным последствиям.
Гринлиф-старший предлагает Рипли отправиться к Дикки с целью убедить его изменить своё поведение и вернуться к управлению семейным бизнесом. Все расходы на поездку возьмёт на себя мистер Гринлиф.
Нищий мошенник получает уникальную возможность изменить свою жизнь. Он отправляется в Италию, где встречает Дикки и восхищается его роскошным образом жизни. Вдохновленный этим, он разрабатывает хитроумный план занять место Гринлифа-младшего, чтобы тратить его деньги, наслаждаться поездками на яхте и носить его стильную одежду. В глазах талантливого мистера Рипли, он считает себя более достойным этой жизни, чем бездельник Дикки.
Книга
Психологический триллер Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли», выпущенный в 1955 году, быстро завоевал признание и в следующем году был номинирован на премию Эдгара Аллана По в категории лучший детективный роман. Впоследствии автор создала ещё четыре произведения о Рипли, в которых его жертвы достигли числа десяти. Этот цикл книг получил множество наград и был экранизирован несколько раз. Томас Рипли, главный герой, стал архетипом обаятельного и вежливого преступника, обладающего выдающимся интеллектом и способного к полному перевоплощению. Он сочетает в себе хитрость, практичность, бессовестность и безжалостность, что делает его одним из самых запоминающихся антигероев в литературе.
Патриция Хайсмит с юных лет интересовалась психопатологией, погружаясь в чтение соответствующей литературы. Однако её знания о психических расстройствах формировались не только на основе прочитанного. Писательница столкнулась с трудными отношениями с матерью и проблемой алкогольной зависимости, что оказало значительное влияние на её жизнь. В личной жизни Хайсмит испытывала одиночество, предпочитая общение с кошками и улитками вместо людей. Эти обстоятельства стали важными факторами, формировавшими её уникальный творческий стиль и глубокое понимание человеческой природы.
Патриция Хайсмит, известная своими блестящими детективными романами, создавала мрачные и атмосферные произведения, которые погружали читателя в мир преступности. Английский классик XX века Грэм Грин назвал её «поэтом опасений», подчеркивая уникальный стиль и напряженность её творчества. Книги Хайсмит вызывают тревогу и заставляют читателей внимательно следить за окружающей обстановкой, оборачиваясь на тёмных улицах и проверяя, заперт ли дверной замок. Её произведения остаются актуальными и востребованными, привлекая внимание любителей детективного жанра и психологии преступления.
Писательница Патрисия Хайсмит проявляла безжалостность в исследовании психопатии, глубоко проникая в мрачные уголки разума своих персонажей. Эндрю Уилсон, её биограф, отметил: «Её запомнят как одного из величайших картографов криминальной психопатологии». Беспристрастность автора не означает неприязни; Хайсмит утверждала, что «психопат — это обычный человек», который «разрешает себе больше, чем ему позволяет общество». Интересно, что некоторые письма Патрисия подписывала как «Пат Х., псевдоним — Рипли», что подчеркивает её связь с темными аспектами человеческой природы.
Пять киновоплощений Рипли
Неудивительно, что образ Рипли стал объектом внимания кинематографистов. Трикстеры, мошенники и пройдохи — от Локи до Остапа Бендера — всегда привлекали зрителей. Они обладают удивительной жизненной силой: никогда не теряют оптимизма и способны выживать в любых обстоятельствах. Кроме того, нас манят темные стороны личности, которые присутствуют в каждом из нас и с которыми мы не всегда готовы столкнуться. Этот интерес к сложной природе человеческой души и делает персонажей, подобных Рипли, такими увлекательными для изучения и интерпретации в кино.
Рипли в экранизациях представлен как многогранный персонаж, что делает его истинным хамелеоном. В триллере Вима Вендерса «Американский друг» Рипли, исполненный Деннисом Хоппером, предстает в образе мистического американца в шляпе «стетсон». В фильме «Игра Рипли», где Рипли играет Джон Малкович, персонаж становится элегантным, но при этом опасным — настоящей акулой, привыкшей к жестокой реальности. Более легкомысленный и проходной образ Рипли был представлен в «Возвращении мистера Рипли», где главную роль исполнил Барри Пеппер, известный по роли снайпера в «Спасти рядового Райана». Каждая интерпретация Рипли раскрывает новые грани его характера и демонстрирует, как адаптация к различным обстоятельствам и ситуациям формирует его личность.
В кино существует два основных воплощения персонажа Тома Рипли. Первое из них связано с фильмом «На ярком солнце», который вышел в 1960 году и был снят знаменитым французским режиссёром Рене Клеманом. В этом фильме роль Тома Рипли исполнил Ален Делон, только начинающий свою карьеру 23-летний актёр. Эта роль стала значимым шагом в его актёрской деятельности и открыла двери к будущим успехам. Интересно, что изначально Делон планировалось задействовать в роли Гринлифа, что имеет ироничный подтекст, так как в романе сам Рипли мечтает о том, чтобы стать своим другом.
Ален Делон, словно воплощение неаполитанского зноя, создает образ героя, сосредоточенного исключительно на себе. В одной из ключевых сцен, примеряя одежду Гринлифа, персонаж Делона — Рипли — приближается к зеркалу и с жадным взглядом рассматривает свое отражение, напоминая античного Нарцисса, готового слиться со своим образом в поцелуе. Его не интересует никто другой; он полон амбиций и самоуверенности. Обман, подлог и убийство не вызывают у него никакого смущения. Этот образ отражает глубокую психологию эгоизма и безразличия к окружающим, что делает его особенно актуальным в современном обществе.
В 1999 году Энтони Мингелла адаптировал роман, создав свою интерпретацию персонажа Рипли, которая кардинально отличается от версии Делона. В начальных титрах фильма описывается его характер: «Невинный, загадочный, тоскующий, скрытный, печальный, одинокий, озадаченный, смущённый, любящий, музыкальный, одарённый, умный, красивый, нежный, чувствительный, преследуемый, страстный, талантливый мистер Рипли». Эта характеристика подчеркивает многогранность и сложность образа Рипли, что делает его одним из самых запоминающихся персонажей в кино. Адаптация Мингеллы не только передает суть оригинала, но и добавляет новые оттенки к личной истории Рипли, что привлекает внимание зрителей и критиков.
Роль, которую мог сыграть Леонардо ДиКаприо, в итоге досталась Мэтту Деймону, что оказалось удачным выбором. Деймон привносит в образ своего персонажа особую беззащитность и робость. В этом фильме он не так привлекателен, как ДиКаприо или Делон: его бледный и худой вид не вызывает ассоциаций с жестокостью. Его искренняя и безответная любовь к гламурному Дикки (Джуд Лоу) делает его еще более уязвимым. Убийство Дикки происходит случайно, в момент самообороны, но последующий водоворот событий, страхов и желаний затягивает его в темный мир навсегда. Рипли в исполнении Деймона оказывается не в состоянии остановиться, продолжая совершать зло, даже если не желает этого. Вместе с ним зритель, испытывая сочувствие к персонажу, оказывается морально вовлеченным в этот бесконечный круговорот.
К моменту своей смерти Хайсмит, вероятно, с недоверием отнеслась бы к образу Рипли как слабого персонажа. Как отметил Мингелла: «Я не стремился создать фильм о человеке, который совершает убийства без угрызений совести. Это меня не привлекает… Фанаты оригинального произведения могут утверждать, что я полностью утратил суть книги».
«Рипли» от Netflix
Сериал «Рипли» от Netflix отличается от всех предыдущих адаптаций. Режиссёр Стивен Зеллиан, знаменитый как талантливый сценарист, взял на себя создание этой интерпретации. Он известен своими работами в таких фильмах, как «Банды Нью-Йорка», «Ирландец» и «Миссия невыполнима», а также получил «Оскар» за сценарий к «Списку Шиндлера». Зеллиан мастерски создает сюжеты о персонажах, находящихся на грани разумного, законного и морального. Сериал обещает увлекательное погружение в мир, где моральные нормы подвергаются сомнению, а границы между добром и злом стираются.
Первый кадр фильма сразу погружает зрителя в мрачную атмосферу: тёмный силуэт в шляпе тянет по лестнице безжизненное тело, которое ударяется головой о каждую ступень. Зловещие тени и наклонная линия лестницы отсылают нас к работам Альфреда Хичкока и нуарным фильмам 1950-х годов, а также к традициям немецкого экспрессионизма. За убийцей внимательно наблюдает роскошный кот, который, в духе произведений Эдгара По, невольно оставляет следы в луже крови. Несмотря на то что многие знакомы с исходом этой истории, именно здесь и заключается сложность адаптации известных произведений. Зеллиан не стремится удивить зрителя неожиданностью сюжета, а акцентирует внимание на оригинальной интерпретации классических тем.
Кровавость в сериале «Рипли» смягчается монохромной палитрой: он полностью снят в черно-белом цвете. Глаз быстро привыкает к отсутствию цвета, и через несколько минут оттенки серого воспринимаются как более глубокие и насыщенные, чем любые яркие цвета. Как оператор Роберт Элсвит, известный своими работами над ключевыми фильмами Пола Томаса Андерсона, достигает такого эффекта, остается загадкой.
Детали поражают своим изяществом. От следов на столе с печатной машинкой Рипли до шероховатости визиток, влажности мостовой и капель пота на лбу афериста, пытающегося выкрутиться из очередной неловкой ситуации. Всё это выглядит особенно эффектно, словно вы перелистываете роскошный альбом по искусству, испытывая при этом легкое чувство неловкости за участие в чем-то, что в целом кажется бессмысленным.
Сериал «Рипли» отличается медленным и размеренным темпом, напоминая стук механизма дорогих наручных часов Гринлифа, которые акцентируют внимание на деталях. Каждое движение героя, будь то поездка на лифте или разговор с портье, таксистом или полицейским, сопровождается полным погружением в атмосферу. Мы проходим с Рипли через все этажи, наблюдая за его взаимодействиями, которые могут показаться растянутыми, но именно это создает уникальную ёмкость и вакуум в повествовании. Этот вакуум не только наполняется визуальной красотой окружающего мира, но и оставляет место для глубоких размышлений о мотивах и внутреннем мире персонажей. Сериал мастерски сочетает детальность и атмосферу, делая каждую сцену значимой и запоминающейся, что способствует более глубокому восприятию истории.
Эндрю Скотт — Рипли
Рипли в исполнении Эндрю Скотта запомнится зрителям благодаря его ярким и запоминающимся ролям. Особенно известен он как сексуальный священник в сериале «Дряни», однако наибольшую популярность ему принесла роль Мориарти в сериале «Шерлок» от BBC. В этом образе Скотт продемонстрировал мастерство в создании персонажа, который является первоклассным стратегом, ироничным манипулятором и демоническим садистом. Его игра оставила глубокий след в сердцах зрителей и сделала его одним из самых запоминающихся антагонистов в современной телевизионной истории.
Скотт идеально подходит для роли психопата и афериста, хотя его следовало бы взять на эту роль примерно двадцать лет назад. Сюжет «Талантливого мистера Рипли» рассказывает о юности, золотой молодёжи и начинающем мошеннике, стремящемся попасть в этот закрытый круг. На данный момент Скотту сорок семь лет. Дикки, которого играет музыкант и актёр Джонни Флинн, напоминает Марлона Брандо в расцвете сил — с печальным, обречённым взглядом и грустно опущенными уголками рта. Мардж, сыгранная Дакотой Фаннинг, представляет собой не просто юную тусовщицу, а зрелую женщину. Вне возрастных рамок также выглядит Фредди Майлс, которого сыграл небинарный ребёнок Стинга, Элиот Самнер.
В названии произведения отсутствует упоминание о «таланте» мистера Рипли, что подчеркивает его характер. Если делоновский Том сосредоточен на самовлюбленности, а деймоновский — на Дикки, то персонаж Скотта лишен каких-либо чувств и эмоций. Он не обладает легкостью, которая могла бы служить его орудием. Это необаяшка, замкнутый, асексуальный и неловкий человек с неприятной ухмылкой. Убийство для него не представляет сложности, а общение с живыми людьми вызывает отвращение — ему гораздо комфортнее с мертвыми телами или предметами. Интересно, почему Гринлиф решает связаться с таким неприятным персонажем? Как ему удается обманывать друзей Дикки, полицию и владельцев недвижимости? И как он способен на такие перевоплощения? Особенно это становится очевидным, когда Рипли предстаёт перед опытным инспектором, надев неубедительный парик и бороду — и это остается безнаказанным.
Режиссер Зеллиан демонстрирует равное пренебрежение как к цветовым решениям, так и к формальным аспектам сюжета. Он активно — возможно, даже избыточно — намекает на то, что его произведение является трагедией, сопоставимой с классическими античными или шекспировскими работами, насыщенной многочисленными отсылками. На героев с разных сторон смотрят античные лики, сфинксы, амуры и фигуры из картин Караваджо, с которым Рипли немедленно устанавливает ассоциацию. Эта визуальная многослойность создает глубокий контекст и усиливает восприятие трагедии, делая ее более актуальной и резонирующей в современном мире.
В произведении присутствуют символы, которые явно указывают на ключевые темы. Рипли изучает итальянский язык, слушая пластинку, которая настойчиво повторяет «Это моё. Дай мне денег». В парфюмерном магазине он сталкивается с надписями Vanitas и Non cuique datum. Кровь одной из жертв эффектно окрасила картину с изображением античной битвы. Наиболее интригующий символ появляется в финале: Рипли встречает пожилого афериста, роль которого исполняет Джон Малкович. Молодой и старый Рипли обмениваются понимающими взглядами и ухмылками: Рипли жил, Рипли жив, Рипли будет… Этот диалог между персонажами подчеркивает вечность их существования и непрерывный цикл афер.
Бесплатная профориентация
• Определите, чего вы хотите от новой профессии• Пройдёте тест и узнаете, какие профессии вам подходят• Разберётесь, чем занимаются такие специалисты
Узнать подробнее