«Слово пацана. Кровь на асфальте»: травмирующая ностальгия / Skillbox Media
Разбираем самый популярный и скандальный сериал 2023 года.
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать? Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Узнать большеРежиссёр и сценарист Жора Крыжовников представил провокационный проект, который вызывает противоречивые реакции среди зрителей. Одни восхищаются его смелостью и оригинальностью, в то время как другие выражают недовольство и возмущение. Роскомнадзор даже провёл проверку сериала на соответствие традиционным ценностям из-за большого количества сцен насилия и детального изображения жизни уличных группировок Казани конца 1980-х годов. Этот проект стал предметом активных обсуждений, поднимая вопросы о границах художественного выражения и моральных стандартах в современном кинематографе.
В данном материале мы подробно рассматриваем основные аспекты темы. Мы анализируем ключевые моменты, которые помогут вам лучше понять предмет обсуждения. Наша цель — предоставить вам ценную информацию и практические советы, которые вы сможете применить на практике. Мы надеемся, что этот материал станет для вас полезным ресурсом в изучении и освоении темы.
- о чём сериал «Слово пацана»;
- какие персонажи лучше всего удались актёрам;
- как снимает режиссёр Жора Крыжовников;
- правда ли, что шоу романтизирует жестокость.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В этом канале наши эксперты делятся глубокими научными и душевными insights о психологии и саморазвитии. По выходным мы будем публиковать актуальные подборки фильмов и музыки, которые помогут вам расширить кругозор и вдохновиться. Присоединяйтесь к нашему сообществу и оставайтесь в курсе самых интересных тем в области психологии и саморазвития.
Сюжет
Сериал основан на книге Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Если литературное произведение охватывает целых сорок лет криминальной жизни, то в сериале акцент сделан на конкретной группировке в 1989 году. Это позволяет глубже понять особенности и динамику местной преступности в тот период, а также раскрыть характеры персонажей и их взаимодействия в условиях криминального мира Татарстана.
В первых сериях ключевым персонажем является школьник Андрей (Леон Кемстач). Он прилежный ученик и заботливый сын, который ведет законопослушный образ жизни. Андрей увлекается музыкой, учит уроки и сталкивается с уличной группой подростков, стремящихся его обокрасть. Однажды преподаватель английского языка просит Андрея помочь с учебой Марату (Рузиль Минекаев), младшему члену банды «Универсам». Постепенно между юношами завязывается дружба, и Андрей начинает осознавать, что хочет уйти от образа «паиньки». Он мечтает стать частью уличной культуры, что меняет его взгляды и жизненные приоритеты.
В примере Андрея зритель погружается в обряд вступления в криминальную группировку, где раскрываются ключевые аспекты: необходимые действия, правила поведения, а также границы личного пространства — кого можно трогать, а кого следует избегать. Также становится понятна иерархия криминального мира, где Андрей занимает начальную ступень, Марат находится на среднем уровне, а старший брат Марата, Вова (Иван Янковский), представляет высшую лигу. Вова возвращается из Афганистана, где служил в разведроте ВДВ, что добавляет глубины его персонажу и подчеркивает значимость военного опыта в криминальных кругах.
Он продолжает оставаться членом «Универсама», но теперь занимает позицию командира, вытеснив прежнего лидера. Несмотря на то что Вова более благоразумен и справедлив по сравнению с предшественником, это не избавляет группировку от частых конфликтов с конкурентами, столкновений с полицией, а также внутренних кризисов, которые угрожают её стабильности и даже распаду.
Режиссура
Кинокарьера Крыжовникова стартовала с комедийных фильмов. Эти забавные музыкальные картины привлекали зрителей своей жизненностью и яркими персонажами, способными вызвать улыбку и смех. Смешные сюжеты и запоминающиеся мелодии помогли ему завоевать популярность и признание в мире кино.
В дилогии «Горько» режиссер мастерски использует известные архетипы участников свадьбы и ключевые элементы этого праздника, такие как драки, алкогольные застолья и абсурдные конкурсы. Эти традиционные аспекты свадебного торжества доведены до крайности, что создает комичный и порой нелепый эффект. Постановка акцентирует внимание на особенностях свадебной культуры, подчеркивая её эксцентричность и вызывая у зрителей как смех, так и размышления о социальных нормах.
После этого последовала не очень успешная караоке-комедия «Самый лучший день» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Фильм использует спорный развлекательный прием, показывая пьяных людей, которые пытаются веселиться, нанося вред окружающим, и при этом исполняют песни. Эта комедия вызывает вопросы о том, насколько такой подход к развлечению оправдан и способен ли он действительно развлекать зрителей.
В карьере режиссера начался период, посвященный драматическим лентам. Некоторые из этих фильмов, такие как «Звоните ДиКаприо», получили положительные отзывы как от критиков, так и от зрителей. Эти作品 продемонстрировали мастерство режиссера в создании глубоких и эмоциональных историй, что привлекло внимание широкой аудитории и укрепило его репутацию в индустрии кино.
В ноябре 2023 года режиссёр представил свой новый фильм «Слова пацана». Стиль Жоры легко узнаваем: он вновь обращается к серьёзным темам, но при этом сохраняет характерные элементы своих ранних комедий. В новом проекте, как и в «Горько», использована ручная камера, что соответствует жанру мокьюментари и создаёт эффект погружения в реальность. Фильм демонстрирует умение автора сочетать трагические события с элементами лёгкости и юмора, что делает его уникальным в современном кинематографе.
В сериале «Пацаны» ручная камера придаёт повествованию динамичность и удерживает зрителя в постоянном напряжении, в отличие от статичной съёмки, которая создаёт иллюзию спокойствия. Тем не менее, подвижность камеры порой оказывается излишней и навязчивой. Например, в сцене в психиатрической больнице, где камера близко приближается к лицу персонажа, это может отвлекать от основного сюжета. Кроме того, использование голландских углов в некоторых кадрах не подчеркивает эмоциональную нагрузку, а скорее искажает восприятие переживаний героев.
Создается ощущение, что Жора находился за спиной оператора, контролируя его действия и манипулируя камерой. Он приближает и дергает её, шепча: «Так кадр станет более динамичным, давай, пробуди интерес у зрителя».
Частота склеек играет важную роль в создании динамики даже в простых диалоговых сценах, снятых на «восьмёрку». В таких случаях микросклейки добавляют движение и ритм, что может указывать на то, что режиссёр стремится поддержать интерес зрителя. Возможно, это связано с привычкой, от которой сложно отказаться. Однако сериал не страдает от недостатка динамики и не является слоубёрнером — в нём всегда достаточно событий и движения, которые происходят непрерывно. Таким образом, нет необходимости искусственно усиливать сюжетный или кадровый темп, так как он уже достаточно увлекательный.
В музыкальной аранжировке сериала наблюдаются интересные моменты. Режиссёр Крыжовников стремится предоставить героям возможность петь, добавляя к этому текст песни, прокладывающийся внизу экрана. Трудно подсчитать, сколько раз в сериале звучала песня «Седая ночь», но персонажи, уставшие от этой композиции, каждый раз вновь начинают петь. Создается впечатление, что за кадром есть таймер с обратным отсчётом, который регулярно запускает трек «Ласкового мая». Эта музыкальная составляющая придаёт сериалу особый характер и ритм, подчеркивая эмоциональную нагрузку сцен.
Заглавный трек «Аигел» под названием «Пыяла» совершенно отличается от остальных. Эта композиция, несмотря на частое звучание, не вызывает дискомфорта и, наоборот, добавляет стильную атмосферу происходящему на экране. Музыка органично вписывается в визуальный ряд, создавая гармоничное сочетание звука и изображения.
Чтение является важным аспектом нашей жизни, которое способствует обучению и развитию. Оно не только расширяет кругозор, но и помогает улучшить навыки критического мышления. Книги, статьи и другие источники информации предоставляют нам новые идеи и знания, необходимые для личностного роста и профессионального развития. Кроме того, чтение способствует улучшению навыков письма и коммуникации, что является важным в современном обществе. Важно уделять время чтению, чтобы оставаться в курсе последних тенденций и инноваций в различных областях. Занимайтесь чтением регулярно, чтобы обогащать свой внутренний мир и развивать интеллект.
Феномен «Аигел» представляет собой уникальное явление в сфере культуры и искусства. Это направление, возникшее в последние годы, объединяет традиционные элементы и современные тенденции. «Аигел» уже привлек внимание широкой аудитории благодаря своей оригинальности и инновационному подходу к творчеству. Искусство «Аигел» включает в себя различные формы выражения, такие как музыка, живопись и дизайн, что делает его многогранным и доступным для разных слоев населения.
Постепенно феномен «Аигел» находит отражение в различных культурных событиях и выставках, становясь важным элементом современного культурного ландшафта. Его влияние ощущается не только в художественной среде, но и в общественной жизни, способствуя новым формам взаимодействия и самовыражения. Таким образом, «Аигел» не просто тренд, а важное явление, способствующее культурному обмену и развитию креативности.
В остальном все выполнено на высоком уровне. Опыт режиссера проявляется в умелом создании мизансцен, грамотном расставлении приоритетов в кадре и соблюдении баланса между экшен-сценами и диалогами. Каждая серия заканчивается клиффхэнгером, что заставляет зрителей немедленно включать следующую. В целом, Крыжовников успешно удерживает внимание аудитории и поддерживает интригу.
Персонажи и актёрская работа
Юный Леон мастерски исполняет сложные и драматичные сцены, передавая глубокие эмоции. Его глаза излучают внутренние сомнения: «Я сам не знаю, правильно ли я поступаю». Он умеет вызывать сопереживание к персонажу, которому сложно сострадать из-за его профессии. Андрей постоянно испытывает растерянность и тревогу, хотя старается скрыть это за маской невозмутимости и мужественности. Его голос также претерпевает изменения: в начале он звучит хрупко и неуверенно, а к концу сериала становится глубоким и отрывистым. Эта трансформация персонажей помогает зрителю лучше понять их внутреннюю борьбу и эмоциональное состояние, что делает сериал более увлекательным и напряженным.
Андрей, преданный член своей группировки, испытывает внутренние терзания, когда его друзья принимают аморальные решения. Некоторые персонажи сериала уже находятся на грани безнадежности, но Андрей еще может изменить свой путь. Он стоит на перепутье и у него есть возможность стать порядочным и честным человеком. Его борьба за моральные ценности делает его одним из самых интересных героев, и зрители надеются увидеть, как он сделает правильный выбор.
Рузиль Минекаев исполнил сложную и многослойную роль, демонстрируя эволюцию своего персонажа. Его герой, изначально представляющий собой опытного молодого человека с улицы, который легко может подойти к незнакомцу, отнять у него деньги и применить силу, проходит значительную трансформацию. Постепенно он становится человеком с чутким сердцем и способным на эмпатию. Несмотря на то что Марат совершает отвратительные и мерзкие поступки, он влюбляется и открывается новым чувствам, что кардинально меняет его внутренний мир. Наблюдать за этой трансформацией персонажа особенно интересно — процесс оттаивания его сердца становится центральной темой, позволяющей глубже понять динамику человеческих эмоций и моральных выборов.
Иван Янковский блестяще исполняет роль сложного антигероя с травмирующим прошлым — Вовы по прозвищу Адидас, ветерана Афганистана. Его актерская игра глубоко передает внутренние переживания и конфликт персонажа, что делает образ Вовы особенно запоминающимся. Янковский сумел создать многослойный характер, который отражает не только физические, но и эмоциональные раны, оставшиеся от войны. Эта роль подчеркивает талант актера и его способность погружаться в психологию сложных персонажей.
Вова переживает посттравматическое стрессовое расстройство и ощущает свою ненужность в этом мире, что напоминает образ Данилы Багрова из фильма «Брат». Как и его киногерой, он не знает, куда двигаться дальше и что предпринять в сложившейся ситуации. В одной из серий он делится своими переживаниями с отцом. Его единственным выходом остаётся то, что он умеет лучше всего: демонстрировать свою силу и пытаться утвердить авторитет.
Перформанс Сергея Бурунова заслуживает отдельного упоминания, несмотря на то что его роль не является главной. Он исполняет образ отца Марата и Вовы с полной отдачей, демонстрируя мастерство через каждую клеточку своего организма. Его взгляд, мимика и движения тела создают глубокую и запоминающуюся интерпретацию персонажа. Бурунов умеет передать эмоции, делая своего героя живым и реалистичным, что добавляет значительную ценность к общему восприятию произведения.
Одна из самых запоминающихся сцен сериала изображает персонажа, который гоняется по квартире за Маратом, пытаясь поймать и вразумить его. Отец, уставший от беззакония, творимого его детьми, ощущает свою беспомощность. Причина этого может заключаться в его недостаточном влиянии или в том, что дети словно не замечают его. Сцена подчеркивает глубокую психологическую борьбу между родительскими ожиданиями и реальностью, в которой дети игнорируют наставления, что создает напряжение и заставляет зрителей задуматься о сложностях семейных отношений.
Александрова — постоянная актриса Крыжовникова, чьи роли часто сводятся к эмоциям, связанным с плачем и конфликтами. В фильме «Слово пацана» её персонаж переживает кризис из-за кражи подаренной сыном Андреем шапки. Этот незначительный триггер служит для режиссера иллюстрацией того, как страдают родители, когда их дети выбирают криминальный путь. Если Бурунов успешно справляется с задачей передачи эмоций, то Александрова не может достичь той глубины боли и разочарования, что чувствует её героиня. Она не передает зрителю необходимые эмоции, а лишь выполняет предписанную сценаристами роль, что затрудняет сопереживание её персонажу.
Анастасия исполняет роль сотрудницы полиции и одновременно любовного интереса Андрея. Однако, передать эмоции на её лице — задача непростая, так же как и уловить живую интонацию её игры. Невыразительный характер персонажа не вызывает у зрителей ярких эмоций и оставляет их равнодушными.
Персонажи «Слова пацана» во многом схожи с героями сатирической драмы «Наследники». Оба этих произведения представляют нам персонажей, которых нельзя назвать положительными. Каждый из них проявляет двуличность и жестокий цинизм. Такой подход позволяет авторам лишить зрителя глубокой эмоциональной связи с главными героями, так как большинство из них ведет аморальный образ жизни. Это создает критическую атмосферу, подчеркивающую сложность и противоречивость человеческой природы.
Сейчас мы обратим внимание на важный вопрос, который вызывает много обсуждений в интернете: действительно ли сериал романтизирует насилие.
Обвинения в чрезмерной жестокости
Перед выходом шоу его критиковали за то, что оно подробно иллюстрирует жизнь преступной группировки и может негативно сказаться на молодежи. Существуют опасения, что некоторые молодые люди могут быть вдохновлены подобным образом жизни и захотеть вовлечься в аналогичные действия.
После выхода сериала возникли волнения, которые были подогреты рядом событий. Например, убийство школьника на остановке в Иркутске изначально связывали с влиянием сериала, однако позже МВД опровергло эту информацию. В Татарстане любые насильственные действия с участием подростков теперь часто ассоциируются с сериалом «Слово пацана». Уполномоченная по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец даже обратилась к Роскомнадзору с просьбой о запрете данного сериала.
Слово пацана стало символом, на который сваливают ответственность за проблемы, вместо того чтобы разобраться в их истинных причинах. Это вызывает сожаление и тревогу, поскольку шутинги и буллинг в школах существуют давно. Эти явления не являются новыми трендами, возникшими из-за современных сериалов, видеоигр или музыки. Дети иногда проявляют чрезмерную жестокость, не различая границы между игрой и реальностью, и не понимая, что такое «хорошо» и «плохо». Следует отметить, что сериал, о котором идет речь, стремится продемонстрировать, насколько разрушительно может быть насилие.
Режиссер Крыжовников в одном из интервью отметил, что «Преступление не может быть безнаказанным… Если ты совершил зло, то оно вернётся — приумноженное, кровавое, но твоё собственное зло». Эти мысли идеально отражают суть сериала «Слова пацана», в финальных сериях которого герои сталкиваются с последствиями своих действий и получают по заслугам. Такой подход к раскрытию темы справедливости и морали делает сериал актуальным и глубоким, оставляя зрителей задуматься о карме и последствиях своих поступков.
Сериал насыщен сценами насилия, что нельзя отрицать. Возможно, следовало бы уменьшить как количество, так и уровень жестокости, поскольку порой это выглядит слишком навязчиво и бросается в глаза. Однако это вопрос личного восприятия. Режиссёр использует гротескный подход, чтобы продемонстрировать зрителю ужас жестокости. Вопрос о том, станет ли подросток преступником после просмотра, вызывает сомнения. Это маловероятно, если у него не наблюдаются психические расстройства. Кроме того, Роскомнадзор в ходе недавней проверки не обнаружил нарушений в содержании сериала.
Итоги
Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал настоящим мегахитом на стриминговых платформах Start и Wink, установив рекорды по просмотрам. На «Кинопоиске» проект получает впечатляющую оценку в 9 баллов и занимает 36-е место в топ-250. В социальных сетях активно обсуждают сериал, а также появляются шутки о «чушпанах». Этот феноменальный успех свидетельствует о высоком интересе аудитории к сюжету и персонажам, что делает сериал одним из самых обсуждаемых проектов на сегодняшний день.
Заслуживает ли сериал «Слово пацана» своего статуса? На наш взгляд, он переоценён, и культ вокруг него возник на пустом месте. Это хорошее шоу, безусловно. Сериал captivates зрителя, снят профессионально, а актёры демонстрируют убедительную игру. Это качественный продукт, который предлагает интересный сюжет в ностальгическом контексте, знакомом многим. Лучший подход к просмотру — относиться к нему с лёгкостью, тогда обсуждение его негативного влияния и романтизации насилия может уменьшиться. Важно помнить, что, несмотря на художественную ценность, необходимо критически оценивать такие произведения и их воздействие на общество.
Бесплатная профориентация
• Определите, чего вы хотите от новой профессии• Пройдёте тест и узнаете, какие профессии вам подходят• Разберётесь, чем занимаются такие специалисты
Узнать подробнее