Virtual production — что такое, рассказываем простыми словами о технологии / Skillbox Media
Рассказываем про главный тренд в производстве видеоконтента.
Содержание:
- Что такое virtual production?
- А что действительно стоит понимать под virtual production?
- Почему в virtual production используется именно Unreal Engine?
- Для каких сцен virtual production подходит больше всего?
- Где ещё, кроме кино, может применяться эта технология?
- Как начать карьеру в virtual production?
- Какими навыками нужно обладать, чтобы работать с virtual production?
- Каким софтом нужно уметь пользоваться?
- Какое будущее ждёт virtual production?
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать? Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Узнать большеВ последние годы технология виртуального производства (virtual production) приобретает всё большую популярность в создании контента. Она постепенно заменяет традиционный зелёный экран в кинопроизводстве и других формах медиаконтента. Виртуальное производство позволяет интегрировать реальные и цифровые элементы, что значительно расширяет творческие возможности создателей. Использование этой технологии обеспечивает более высокий уровень реализма и гибкости в процессе съемок, позволяя создавать впечатляющие визуальные эффекты и улучшать качество финального продукта. С каждым годом виртуальное производство становится необходимым инструментом для профессионалов в индустрии развлечений.
Для глубокого понимания технологии виртуального производства и её потенциальных применений, мы обсудили эту тему с Александром Пасечным, руководителем разработки студии виртуального продакшена XOVP — eXtraOrdinary Virtual Production, и Екатериной Фахердиновой, директором по развитию XOVP. Их опыт и знания позволили нам рассмотреть ключевые аспекты виртуального производства, включая его влияние на индустрию кино и телевидения, а также возможности, которые открываются перед создателями контента.
В данной статье вы получите актуальную информацию и полезные советы по выбранной теме. Мы подробно рассмотрим ключевые аспекты, а также предоставим рекомендации, которые помогут вам лучше понять и применить полученные знания на практике. Читайте далее, чтобы узнать больше.
- что такое технология virtual production,
- где, кроме кино, её используют,
- как начать карьеру в virtual production.
Что такое virtual production?
Виртуальная продукция представляет собой инновационный подход к съемкам, где актеры находятся в студии, окруженной светодиодными экранами. На эти экраны выводится среда фильма, что создает эффект присутствия в реалистичном мире. Благодаря использованию системы трекинга, окружение динамично изменяется в зависимости от движений актеров, что придаёт сценам натуральность и глубину. Этот метод значительно улучшает процесс производства, позволяя более эффективно интегрировать визуальные эффекты и сокращая время постпродакшна. Виртуальная продукция становится все более популярной в киноиндустрии, так как она открывает новые возможности для креативных решений и визуального повествования.
Визуализацию на экранах осуществляют с помощью игрового движка Unreal Engine, что позволяет управлять различными параметрами, такими как освещение, время суток и погодные условия. Это является ключевым отличием virtual production от традиционных съёмок на фоне хромакея, где графику добавляют на стадии монтажа. В результате, конечный вид изображения можно лишь предполагать. В отличие от этого, при использовании virtual production результат виден прямо на площадке в режиме реального времени, что значительно упрощает процесс творческого взаимодействия и позволяет мгновенно вносить изменения.
Препродакшен в virtual production является ключевым этапом, который не менее важен и трудоемок, чем основное производство и постпродакшен. На этой стадии необходимо не только разработать сценарий и подготовить раскадровки, но и создать виртуальную среду. Тщательная проработка всех аспектов на этапе препродакшена позволяет обеспечить высокое качество итогового продукта и минимизировать риски во время съемок. Уделив внимание подготовительным процессам, можно значительно повысить эффективность работы всей команды и достичь желаемых результатов в создании захватывающего контента.
Сериал «Мандалорец», основанный на вселенной «Звёздных войн», представляет собой один из самых значительных примеров применения технологии virtual production в последние годы. Эта инновационная методика позволяет создавать визуально впечатляющие сцены, сочетая реальную съемку с компьютерной графикой, что значительно увеличивает качество и эффектность конечного продукта. «Мандалорец» стал не только знаковым проектом в рамках франшизы, но и важным этапом в развитии киноиндустрии, демонстрируя, как virtual production меняет подход к созданию контента.
«Мандалорец» не является первым проектом, использующим эту технологию. Однако именно в этом сериале она была реализована в своем современном виде, включая использование Unreal Engine, LED-экранов и трекинга камеры. Данная технология значительно улучшает визуальные эффекты и позволяет создавать более реалистичные фоны и окружение, что делает съемочный процесс более эффективным и удобным.
А что действительно стоит понимать под virtual production?
Virtual production — это процесс создания контента, который включает в себя получение компьютерной графики в реальном времени. Это понятие охватывает различные аспекты производства, включая композитинг, или композ, который представляет собой процесс объединения отснятых материалов, компьютерной графики, фонов и других элементов в единый многослойный монтаж. Virtual production позволяет значительно ускорить процесс создания визуальных эффектов и улучшить качество конечного продукта. Технологии, используемые в virtual production, становятся все более популярными в киноиндустрии и игровой разработке, обеспечивая творцам новые возможности для реализации своих идей.
Создатели сериала «Мандалорец» внедрили технологию, известную как In-Camera VFX. Этот термин означает, что специальные эффекты создаются непосредственно в кадре. Используя Unreal Engine, команда генерирует изображение в реальном времени, позволяя оператору видеть итоговый результат во время съемки. Такой подход значительно улучшает качество визуальных эффектов и упрощает процесс работы на площадке.
Почему в virtual production используется именно Unreal Engine?
Unreal Engine является ведущим игровым движком, специально разработанным для виртуального производства. На сегодняшний день он остаётся единственным инструментом, который полностью отвечает требованиям этой области. Попытки реализации виртуального производства на других платформах, таких как Unity или Godot, пока что ограничиваются энтузиастами с опытом и глубокими знаниями. Unreal Engine предлагает необходимые инструменты и технологии, которые делают процесс создания виртуального контента более эффективным и доступным для профессионалов в индустрии.
Основная сложность заключается не только в создании отдельной сцены, но и в правильной визуализации изображения на экране. Для достижения эффекта специфического искажения, которое будет восприниматься зрителем как правдоподобное, требуется высококачественная графика и продвинутые технологии. На сегодняшний день такие возможности предоставляет только Unreal Engine.
Технологии продолжают развиваться благодаря собственным разработкам Epic Games, однако основной инструментарий, используемый в проекте XOVP, является результатом наших собственных разработок. Именно по этой причине мы не предъявляем строгих требований к новым специалистам в отношении полного знания инструментария Unreal Engine, так как он в значительной мере является проприетарным. Наша команда сосредоточена на внедрении инновационных решений и адаптации технологий под уникальные потребности проекта, что позволяет нам привлекать талантливых специалистов с разным уровнем опыта.
Для каких сцен virtual production подходит больше всего?
Виртуальное производство идеально подходит для сцен, в которых физическое присутствие человека невозможно, а также для ситуаций, где законы физики не имеют значения. В виртуальной среде, транслируемой на экраны, можно в реальном времени отключить гравитацию, позволяя объектам свободно парить в воздухе, или изменить ориентацию пространства, например, перевернув комнату вверх дном. Эта технология открывает новые горизонты для креативных решений в кино и телевидении, позволяя режиссерам и сценаристам реализовывать самые смелые идеи без ограничений, связанных с реальным миром.
В прошлом году вышел фильм «Приплыли!» под руководством режиссёра Юрия Ярушникова, созданный студией XOVP. В рамках виртуального продакшена команде предстояло снять две сцены за одну смену: одну в квартире и другую на крыше дома в зимней Карелии. При традиционном подходе к съёмкам группе пришлось бы искать дом с подходящей крышей и одновременно подходящую квартиру, что усложняло бы процесс, особенно учитывая, что съёмки проходили в сентябре. Использование современных технологий виртуального продакшена позволило значительно оптимизировать процесс и сократить время на поиск локаций, что в итоге способствовало качественному результату.
Во время одной смены мы сначала сняли интерьер квартиры, а затем сразу перешли к съемкам на крыше, где актера подвешивали на тросах. Таким образом, за одну смену нам удалось перейти от съемок в помещении к внешним сценам.
XOVP представил интересный проект — детское научно-популярное шоу «Гдекток», которое транслировалось на платформе Okko. В этом шоу исследователь совершает путешествия во времени, демонстрируя зрителям динозавров и вымерших морских обитателей. Команда проекта столкнулась с задачей не только создать фоновую анимацию с динозаврами на LED-экранах за ведущим, но и внедрить элементы взаимодействия с этими существами на переднем плане, подобно технологии дополненной реальности (AR). Операторы шоу имели возможность наблюдать динозавров на превью, что позволяло им эффективно выстраивать кадры и добиваться качественного визуального результата.
В этом году ожидается выход масштабной военной драмы «Воздух» под руководством режиссёра Алексея Германа — младшего. Фильм производится компаниями Metrafilms и «Амедиа Продакшн». В картине воздушные бои самолётов были сняты в документальном стиле, что добавляет реалистичности. Для достижения необходимого эффекта съемки проводились в строго определённое время года и в контролируемых условиях. Эта работа обещает стать значимым событием в мире кино и привлечь внимание зрителей, интересующихся историческими событиями и военной тематикой.
Создание реалистичных сцен для кино всегда представляет собой сложную задачу, особенно когда речь идет о натурных съемках. К сожалению, такие сцены могут оказаться не столь впечатляющими, как хотелось бы. В нашем фильме мы разработали уникальный подход, интегрировав в традиционный виртуальный продакшен элементы реальной съемки. Мы использовали отснятые пролеты, которые в реальном времени выводились на экран, добавляя к ним CG-самолеты и визуальные эффекты, созданные с помощью Unreal Engine. Для этих съемок был задействован экран, который является самым большим в СНГ и ранее считался самым крупным в Евразии, что значительно повысило качество и зрелищность нашего проекта.
Оператор-постановщик данного фильма является профессиональным лётчиком, что позволило ему мгновенно замечать любые неточности в поведении самолётов. В связи с этим мы разработали алгоритм, который существенно упростил процесс создания правдоподобных траекторий для самолётов и их последующего редактирования. Все самолёты в фильме корректно отображают работу закрылков и элеронов с учётом физических законов. На реализацию этих деталей у нас ушло несколько месяцев.
Для съемки боевых сцен мы применяли аналогичную технологию. К примеру, реальный самолет находится на экране в хвостовом положении, и мы создаем эффект, как будто наблюдаем за ним сзади. На экране демонстрируется 3D-модель самолета, которая выпускает виртуальные пули в сторону настоящего самолета. В этот момент на фюзеляже реального самолета активируется пиротехнический эффект. Этот синтез реалистично выглядит и порой даже нам сложно отличить виртуальный самолет от реального. Такой подход значительно усиливает визуальное восприятие и создает уникальный опыт для зрителей.
Где ещё, кроме кино, может применяться эта технология?
Виртуальный продакшен находит широкое применение в сферах, требующих высокой степени иммерсивности. Он идеально подходит для образовательных проектов, симуляторов для пилотов и космонавтов, онлайн-концертов и различных мероприятий с участием спикеров. Использование виртуального продакшена позволяет спикерам погружать зрителей в уникальную атмосферу, а дополненная реальность наглядно демонстрирует ключевые моменты и упрощает восприятие сложных концепций через интерактивные элементы. Такой подход значительно повышает вовлеченность аудитории и делает обучение более эффективным и запоминающимся.
В последнее время набирает популярность создание кат-сцен для видеоигр, имитируя традиционную съемку. Этот процесс относится к виртуальному продакшену. Оператор может запечатлеть актера с теннисным мячом, а результатом станет высококачественная кат-сцена с детализированными мокапами и естественными движениями камеры. Такой подход позволяет значительно повысить уровень кинематографичности и реалистичности игровых сюжетов, что, в свою очередь, улучшает впечатления игроков и делает игры более привлекательными для широкой аудитории.
Мода на кинематографичные кат-сцены продолжает развиваться и привлекает внимание любителей видеоигр. Современные технологии позволяют даже одному разработчику создавать контент, способный конкурировать с AAA-проектами. Это открывает новые горизонты для креативности и качества представляемого материала, и в будущем мы можем ожидать ещё более впечатляющие достижения в этой области. Кинематографичные кат-сцены становятся важным элементом игрового процесса, улучшая погружение и эмоциональную составляющую игр.
Мокап-съёмки играют ключевую роль в virtual production, особенно когда речь идет о внедрении виртуальных 3D-персонажей. Цифровая массовка становится необходимостью для современного киноиндустрии, так как обеспечивает значительную экономию бюджета. Уже существует множество успешных фильмов, в которых были созданы стадионы с вместимостью 50–60 тысяч зрителей. Ожидается, что количество таких проектов будет увеличиваться, что подчеркивает важность использования технологий в производстве кино.
Виртуальный продакшен открывает новые возможности для реконструкции исторических событий и воссоздания зданий, обеспечивая связь с прошлым. Не все черно-белые ретрофотографии и письма вызывают интерес у молодежи, поскольку их язык — это цифровая реальность. Создание цифровых музеев и интерактивных выставок позволяет оживить историю, делая её более доступной и привлекательной для нового поколения. Такие проекты способствуют сохранению культурного наследия и помогают понять исторические события в контексте современности.
В настоящее время мы активно применяем нейросети, что позволяет создать комплекс инструментов, где современные технологии взаимодополняют друг друга. Это способствует формированию новых, прогрессивных направлений в области съемки. Использование нейросетей открывает новые горизонты для творчества и улучшает качество производимого контента.
Как начать карьеру в virtual production?
Работа с виртуальным продакшеном делится на два ключевых направления: производство контента для виртуальной среды и проведение съемок. В большинстве студий выделяются две основные специализации: операторы виртуального продакшена и разработчики контента. Это разделение позволяет эффективно управлять процессами создания высококачественного визуального контента и его интеграции в виртуальную среду, что в свою очередь повышает общую производительность и качество конечного продукта.
Создание контента в 3D-формате представляет собой отличную возможность для художников и дизайнеров. 3D-художники могут начать с наименьшими трудностями, так как их навыки идеально подходят для разработки визуальных элементов. Левел-дизайнеры из игровой индустрии также могут найти свои ниши, поскольку они обладают пониманием принципов компоновки и визуального восприятия. Например, в некоторых случаях можно игнорировать детали, которые не попадают в поле зрения. К примеру, если высоко на стене расположено окно, через которое виден далекий пейзаж, отсутствие детализированной модели горы может разочаровать, так как камера не сможет занять позицию, откуда открывается вид на эту гору. Важно учитывать такие аспекты при создании контента, чтобы обеспечить максимальную вовлеченность и реалистичность визуальных решений.
Оператор виртуального продакшена должен иметь четкое представление о среде Unreal Engine. Знание особенностей этой платформы существенно облегчит работу. Если специалист уже имеет опыт в разработке проектов для виртуальной реальности, он сможет быстро адаптироваться к требованиям виртуального продакшена, так как многие принципы и инструменты совпадают. Понимание работы Unreal Engine открывает новые возможности для создания реалистичных виртуальных сцен и анимаций.
В классической операторской школе, особенно в телевизионной, уделяется внимание обучению работе с хромакеем. Студенты изучат основные техники и приемы, необходимые для эффективного использования этого инструмента в видеопроизводстве. Также будет рассмотрена тема трекинга, что является важным аспектом в создании качественного видеоконтента.
К сожалению, по нашим наблюдениям, специалистов, пришедших из игровой индустрии, сейчас значительно меньше, чем профессионалов из кино. В команде XOVP преобладают переобученные киношные специалисты, а не эксперты из геймдева. Однако стоит отметить и положительные аспекты — телевизионные работники обладают навыками работы в условиях жестких сроков. В геймдеве создание одной локации может занимать месяц, в то время как в нашей сфере такое невозможно.
На текущий момент в индустрии наблюдается значительная кадровая проблема, так как большинство специалистов приходят из смежных областей и требуют переобучения. Мы активно работаем над решением этой задачи, инициируя образовательные программы для ведущих учебных заведений, которые готовят кинематографистов и медиаспециалистов. Недавно мы начали сотрудничество со школьниками, представляя им новые технологии, которые они быстро усваивают. Уверен, что когда это молодое поколение подрастет и станет перед выбором профессии, в России уже будет доступно качественное образование в области виртуального производства. Это поможет создать квалифицированные кадры для растущей индустрии и улучшит её развитие в будущем.
Какими навыками нужно обладать, чтобы работать с virtual production?
Хороший специалист в области виртуального производства — это универсальный профессионал, который сочетает в себе множество навыков. Умение работать с компьютерной графикой и операторская деятельность — это лишь часть необходимых компетенций. Важно глубоко понимать причинно-следственные связи в различных аспектах работы, чтобы эффективно решать возникающие задачи. Кроме того, специалист должен уверенно владеть ПК и обладать хорошими знаниями в области информационных технологий. Это позволяет ему адаптироваться к быстро меняющимся условиям и внедрять инновационные решения в процессе виртуального производства.
В нашей сфере контент-менеджеры проходят стажировку на пультовой в роли операторов, чтобы лучше понимать процессы и избегать ошибок в работе. Оптимизация контента — это критически важный аспект, и мы добиваемся высокого уровня её реализации. Наши материалы оптимизированы до мелочей, что позволяет достигать результатов, сопоставимых с AAA-играми. При этом контент должен быть эстетически привлекательным, так как его часто представляют в крупном плане.
Стрессоустойчивость является обязательным качеством для успешной работы в сфере видеопроизводства. Важно также уметь быстро ориентироваться в ситуации и импровизировать. Съёмочная смена включает в себя как минимум 50 человек, и никого не интересует, почему контент ещё не готов. Смена назначена на конкретный день и час, и опоздание недопустимо. Перенос съёмки влечёт за собой значительные финансовые потери. Поэтому способность адаптироваться к изменениям и сохранять хладнокровие в стрессовых ситуациях играет ключевую роль в успешной реализации проектов в этой области.
Каким софтом нужно уметь пользоваться?
Обширные знания в области программного обеспечения для редактирования 3D-моделей, видеомонтажа, цветокоррекции и анимации значительно облегчают процесс освоения специализированных навыков. Чем больше у человека опыта работы с такими инструментами, тем быстрее он сможет адаптироваться к новым технологиям и методам в сфере цифрового творчества. Это создает прочную основу для дальнейшего развития и повышения профессиональных компетенций в области графики и анимации.
Для успешного освоения 3D-пространства необходимо развивать навыки пространственного мышления и понимания его структуры. Важным аспектом является практика, а также опыт разработки и использования технологий виртуальной реальности (VR), что значительно улучшает восприятие и взаимодействие с трехмерными объектами. Разработка в VR позволяет глубже понять принципы работы 3D-пространства и создать более качественные и эффективные решения.
Какое будущее ждёт virtual production?
В России уже активно развиваются проекты, использующие технологии виртуального производства (virtual production), и в ближайшие годы можно ожидать значительного увеличения их числа. Это направление становится все более популярным, предоставляя новые возможности для создания контента и улучшения визуальных эффектов. В будущем виртуальное производство будет играть ключевую роль в развитии киноиндустрии и других областей медиа, что, безусловно, повлияет на качество и разнообразие производимого контента.
Виртуальное производство, как и любое новое направление, проходит несколько этапов развития: сначала преодоление, затем принятие, и в конечном итоге — влюбленность в продукт. Мы находимся на стадии, когда профессионалы начинают испытывать настоящую привязанность к этой технологии. Особенно показательна работа с скептиками, которые, в отличие от молодых представителей кино- и медиапромышленности, являются опытными специалистами. Им зачастую сложнее принять новшества. Однако, погрузившись в виртуальное производство, даже они оказываются поражены возможностями и потенциалом этой технологии.
Хороший виртуальный продакшен основывается на качественных клиентах. В начале нашего пути нам приходилось долго объяснять, что на экранах представлены не просто видео и как именно работает этот формат. Сегодня же к нам приходят более осведомленные заказчики, что свидетельствует о росте интереса к виртуальному производству. Мы также создали устойчивую клиентскую базу, и с этими клиентами мы общаемся на одном языке. Это позволяет нам более эффективно реализовывать проекты и достигать высоких результатов.
В последнее время наблюдается рост интереса к уникальным кейсам, созданным специально для виртуального продакшена. Это приводит к изменению подхода к творческому процессу: теперь авторы начинают мыслить в контексте спецэффектов, рассматривая свои идеи не только как отдельные истории или кадры, но и как целостные комплексные решения. В связи с этим возникает необходимость в новых визуальных подходах, которые помогут реализовать задумки на более высоком уровне.
Профессия Режиссёр
На курсе вы будете писать сценарии, работать с актёрами, снимать фильмы и монтировать их. Научитесь воплощать в жизнь свои идеи — без дорогого оборудования и заоблачных бюджетов.
Узнать подробнее