Маркетинг #Статьи

28 июля, 2023

Как личный бренд помогает строить карьеру

В мире соцсетей больше не важны должности или уровень достатка. Людям нужны личности, которые вдохновляют. И чтобы стать лидером мнений, нужен сильный личный бренд.

Личный бренд. Что это?

Личный бренд — публичный образ человека. То, с чем ассоциируют его имя незнакомые люди. Он складывается из внешнего вида и самоподачи человека. Идей, которые он распространяет, их восприятия в обществе. Личный бренд включает в себя репутацию в профессиональной среде.

Концепция личного бренда не нова. Еще в античность философы, полководцы и политики работали над имиджем, продвигая идеи и ценности с помощью публичных выступлений и трактатов. В Средневековье состоятельные люди использовали геральдику. Знамена, гербы и флаги позволяли обозначить принадлежность к знатному роду и получить дополнительные очки при заключении политических и торговых союзов.

Представление о личном бренде в привычном нам понимании заложилось в эпоху Возрождения и Просвещения. Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Иммануил Кант, Исаак Ньютон, Галилео Галилей, Томас Эдисон, Мартин Лютер — все эти люди известны не только благодаря значимому вкладу в науку и культуру, но и потому, что они активно работали над собственным имиджем. Для распространения идей они использовали все доступные способы и каналы коммуникации.

Но все же в прошлом публичные персоны действовали интуитивно. Впервые понятие личного брендинга появилось в 1937-м году. Его использовал создатель жанра литературы о саморазвитии Наполеон Хилл в своем бестселлере «Думай и богатей». Полноценно концепцию личного бренда описали в 1981-м году маркетологи Эл Райт и Джек Траут в книге «Позиционирование: битва за умы». Эту идею подхватил и популяризовал влиятельный американский писатель и бизнес-гуру Том Питерс в конце 90-х.

Узнайте, что представляет из себя личный бренд. Научитесь его формировать и развивать на курсе «Личный бренд»

Узнать больше

Для чего нужен личный бренд

Новыми красками понятие «личный бренд» заиграло при развитии социальных сетей. Интернет позволил находить единомышленников, рассказывать о себе и своих идеях, создавать социальные связи с людьми, которые находятся от вас в сотнях и тысячах километрах.

Впрочем, до сих пор распространен миф, что личный бренд — удел политиков, спортсменов и звезд шоу-бизнеса, людей публичных и состоятельных. На практике все как раз наоборот. Экономист Роберт Кийосаки, психолог Пол Экман, предприниматель Ричард Бренсон, маркетолог Гери Вайнерчук. Для подобных профессий публичность не обязательна. Но именно работа над публичным образом, регулярные выступления, распространение своих идей через публикацию собственных эссе или блогов помогли людям стать известными и успешными, что напрямую сказалось и на материальном состоянии.

Впрочем, личный бренд важно развивать и людям публичным. Показательный пример — Криштиану Роналду. На закате карьеры он смог получить контракт с годовой зарплатой в 200 миллионов евро, став самым высокооплачиваемым игроком в истории. И в этом заслуга сильного личного бренда.

Десятки выигранных трофеев, командных и личных, помогли в развитии публичного образа, однако не стали решающими. Хотя в футболе космические зарплаты — норма, молодые игроки, которые могут приносить победы и трофеи своим клубам, прямо сейчас не могут рассчитывать даже на половину или хотя бы десятую часть зарплаты Криштиану Роналду. 

«Компании готовы платить за имя, даже если вы простой учитель, но с авторской методикой, которую все обсуждают».  

Роналду выстроил собственный бренд. Он создал образ человека, который проявляет искренние эмоции, помогает другим, участвует во всевозможных благотворительных акциях и общается с аудиторией через социальные сети. Подобный образ не просто повышает престиж клуба, он привлекает внимание миллионов болельщиков, а вместе с тем и миллиардные рекламные контракты. 

Если вы хотите развиваться как профессионал, продвигаться по карьере, заниматься полезными и интересными проектами, нужно усвоить, что как только вы заполняете и отправляете резюме, вы попадаете на рынок труда. И здесь действуют те же маркетинговые законы, что и на обычном рынке. 

Даже если вы не бренд, то вы один из многих. Даже если вы делаете свою работу лучше других, вы не сможете рассчитывать на зарплату выше, чем у остальных. Но как только вы становитесь личностью, о которой говорят коллеги и эксперты, вы можете диктовать свои условия. Работодатель будет заинтересован в вас лично. Компании готовы платить за имя, даже если вы простой учитель, но с авторской методикой, которую все обсуждают. Вы можете требовать для себя индивидуальные условия и будете зарабатывать больше при тех же усилиях.

Кому стоит развивать личный бренд

Личный бренд сегодня, когда каждый человек может создать аккаунт в социальных сетях в несколько кликов или завести личный блог в Telegram, важен для всех. В том числе для людей, казалось бы, обычных профессий. Учителей, строителей, мастеров по ремонту и отделке квартир, программистов или ландшафтных дизайнеров. Личный бренд помогает привлекать клиентов и помогает показывать себя с лучшей стороны потенциальным заказчикам и работодателям. 

Личный бренд особенно важен для:

  • Предпринимателей. С помощью личного бренда они привлекают партнеров и инвесторов, рассказывают о себе новым клиентам и увеличивают целевую аудиторию.
  • Фрилансеров. Привлекают заказчиков, которые будут заинтересованы в их услугах. 
  • Коучей, консультантов, экспертов, маркетологов. Закрывают возражения потенциальных клиентов и повышают свою ценность в экспертной среде.
  • Блогеров. Личный бренд позволяет им искать новых рекламодателей, единомышленников и обзаводиться связями.
  • IT-специалистов. Повышают свою ценность как профессионалы среди работодателей и заказчиков.

Однако, стоит учитывать, что личный бренд — не универсальное решение, а лишь один из инструментов, который поможет в деловых отношениях и личной жизни. Он требует усилий, времени и постоянства. Поэтому лучше отказаться от его развития, если вы:

  • Эмоционально и тяжело реагируете на хейт в социальных сетях.
  • Не готовы тратить много времени на то, чтобы постоянно поддерживать имидж, регулярно публиковать посты и отвечать на комментарии.
  • Любите спорить и не подбираете выражения, не умеете дипломатично отвечать на каверзные вопросы и можете наговорить лишнего.

Сегодня, в условиях активного использования социальных платформ, каждый из нас на виду. По странице в социальной сети работодатель или заказчик может сделать о вас вывод, как о профессионале. Даже если это обычный профиль, где вы выкладываете фотографии с отдыха или праздников. Поэтому стоит подумать, что публиковать и как реагировать на высказывания других людей, чтобы не оказаться в неловкой ситуации на собеседовании или при общении с заказчиком.

Как создать личный бренд

Чтобы стать личностью, вдохновляющей других или, как минимум, создать правильный публичный образ для развития карьеры, недостаточно лишь иногда оставлять посты в социальных сетях. Личностный брендинг находится на стыке традиционного брендинга, маркетинга, PR, социологии, психологии и искусства коммуникации. Поэтому для развития личного бренда нужны стратегия и комплексный подход.

Исследуйте себя

Проведите глубокий самоанализ. Сильный личный бренд можно построить, если вы составили целостный образ. Поэтому подумайте:

  • О ценностях и идеях, которые вы собрались продвигать. 
  • О том, как преподнести личную историю. Сторителлинг — сильный маркетинговый инструмент. И вместо того чтобы указать о себе сухие факты, преподносите это в виде истории с живыми эмоциями, где вы делитесь проблемами, желаниями и рассказываете, как вы пришли к своим целям.
  • О том, чем отличаетесь от других, в чем вы лучше и какую пользу можете принести людям.
  • О внешнем образе. Это касается не только прически или одежды, но и поведения, стиля общения.

Изучите аудиторию и поставьте цель

Универсального личного бренда не существует. Вы должны заранее понимать, кто ваша целевая аудитория и каких целей вы хотите добиться. Если планируете продвигаться по карьерной лестнице или получить более высокооплачиваемую работу, то ваша задача — показать себя как профессионала в конкретном направлении перед работодателями.

Если вы фрилансер в любой сфере, то нужно показать клиентам свою экспертность. Если развиваете бизнес, то стоит сосредоточиться на продукте. Или же можно создать образ новатора и предлагать идеи, которые помогают другим сделать жизнь лучше.

Разработайте стратегию и придерживайтесь ее

Вы провели исследования, определили аудиторию и поставили цель — теперь все нужно оформить в виде стратегии. Вам нужен подробный план, где указано, где вы будете продвигаться, какие приемы использовать, какие идеи будете распространять, как часто и насколько активно вы будете общаться с аудиторией. Заранее посчитайте бюджет и подумайте, готовы ли вы привлекать сторонних специалистов в виде копирайтеров, дизайнеров и маркетологов. Это сильно ускорит процесс.

Где продвигаться

Интернет уже практически вытеснил такие каналы коммуникации, как радио, телевидение или газеты. И он доступен для всех. Выбирая площадки в интернете, редакция Skillbox.by советует позаботиться о контент-стратегии и едином стиле оформления визуала. В качестве платформ для продвижения бренда можно рассмотреть:

  • Социальные сети. Простой и эффективный способ создавать социальные связи. Можно использовать несколько сервисов. Среди них могут быть: Facebook, Twitter, Instagram, LinkedIn, профессиональные сообщества.
  • Мессенджеры. Многие публичные личности создают каналы в Telegram для взаимодействия с аудиторией. 
  • Сайт. Это визитная карточка в сети, с помощью которой можно рассказать о себе и своих проектах. 
  • Блог-платформы. Вроде Reddit, Telegra.ph или Medium. Для продвижения можно использовать интернет-медиа, которые позволяют публиковать материалы сторонним авторам. Даже если вы не будете вести постоянную колонку, публикация на крупных площадках — хороший способ поддерживать репутацию эксперта в своей области. 
  • Email-рассылки. Помогают поддерживать и развивать интерес у аудитории.
  • Видеохостинг. На людей сильнее всего влияют визуальные образы. Тот же блог на YouTube поможет построить сильный личный бренд и привлечь целевую аудиторию. 

Лайфхаки для тех, кто хочет построить личный бренд в соцсетях

Личный бренд — публичный образ, который создается целенаправленно и планомерно. Это инструмент, который поможет в развитии карьеры и запуске успешного бизнеса. Поэтому собрали для вас парочку лайфхаков и полезных ресурсов, которые помогут вам в развитии личного бренда. 

Лайфхаки:

  • Будьте искренними и никогда не обманывайте. Наилучший отклик получают искренние истории. Не нужно создавать виртуальную личность. Делитесь настоящими переживаниями и ценностями, которые разделяете в реальной жизни.
  • Придерживайтесь единого стиля. Следите, чтобы бренд был одинаковым на всех площадках. Если в Twitter вы позиционируете себя как коуча по личностному росту, то придерживайтесь этого образа и в других социальных сетях. 
  • Демонстрируйте экспертность. Здесь снова хочется вернуться к Криштиану Роналду. Он смог добиться успеха как профессиональный игрок, и использовал это обстоятельство как базу для дальнейшего развития личного бренда, общаясь с аудиторией. Демонстрируйте людям то, в чем вы лучше, но не забывайте об искренности.
  • Приносите пользу. Подумайте о том, какую пользу вы могли бы приносить людям, и делайте это. 

Литература:

  • Игорь Манн «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь».
  • Том Питерс «Преврати себя в бренд. 50 верных способов перестать быть посредственностью».
  • Эл Райс и Джек Траут «Позиционирование: битва за умы».
  • Роберт М. Донели и Тодд Роад. «Personal Brand Planning for Life».
  • Молли Блум «Большая игра». 

Блоги:

  • Forbes.com — здесь регулярно публикуют истории успеха известных бизнесменов, актеров, музыкантов и множество советов по саморазвитию.
  • Блог Максима Ильяхова — на сайте можно найти советы по редактуре, копирайтингу, маркетингу и общению с аудиторией.
  • www.socialmediatoday.com — англоязычный блог о маркетинге и продвижении в социальных сетях.

Фильмы для вдохновения:

  • «Коко до Шанель» — биографический фильм о легендарной личности — дизайнере Коко Шанель. 
  • «Богемская рапсодия» — биографическая драма о жизни и творчестве Фредди Меркьюри и группы Queen. 
  • «Джобс: империя соблазна» — фильм об истории успеха Стива Джобса — как из своенравного хиппи он превратился в соучредителя одной из самых прогрессивных компаний в мире.
  • «Большая игра» — биографический фильм о «принцессе покера» Молли Блум, которая потеряла все, но сумела сохранить главное — имя и репутацию.  

Осваивайте профессию «Личный бренд PRO» со Skillbox

Вы поймете, как создавать сильный личный бренд, и научитесь его продвигать. Узнаете, как эффективно презентовать себя и свои идеи. Сможете стать признанным экспертом и увеличить спрос на свои услуги.

Забрать доступ