Искусство сторителлинга. Как привлечь внимание и покорить аудиторию
Сторителлинг — способность рассказывать истории так, чтобы они захватывали внимание и надолго оставались в памяти. Рассказываем, как сторителлинг помогает бизнесу зарабатывать больше.
За помощь при подготовке материала редакция Skillbox.by благодарит копирайтера Skillbox Ольгу Акулич. Ольга специализируется на SMM, лендингах и рекламе.
Содержание:
Почему круто использовать сторителлинг
Как донести свое послание в мир, где каждого сопровождают потоки информации и нашумевшие рекламные публикации? Слово «сторителлинг» (англ. storytelling) уже само по себе внушает интерес и заставляет задуматься. Это искусство повествования, которое глубоко воздействует на слушателей, читателей или зрителей.
Storytelling — не только прерогатива писателей и кинорежиссеров. Это универсальный метод коммуникации, который уже используют в бизнесе, маркетинге и даже образовании. Его цель — перенести слушателя в мир рассказчика, позволить ему почувствовать себя частью истории, привлечь внимание к ее ключевым аспектам. А ключевые элементы успешной истории — уникальные персонажи, плавное развитие сюжета и передача эмоций.
Персонажи — герои истории, через которых аудитория воспринимает события. Их характеры, цели, проблемы и решения формируют основу сюжета. Конфликт и разрешение проблемы создают напряжение и удерживают внимание слушателя, а эмоции и эмпатия позволяют лучше понять переживания персонажей и вжиться в ситуацию.
Среди популярных примеров здесь можно отметить книги о Гарри Поттере Джоаны Роулинг. Ведь это не просто история юного волшебника. «Гарри Поттер» стал примером искренней дружбы, силы духа и победы добра над злом.
Среди кинематографа отличным примером может стать сага «Звездные Войны», которая основана на конфликтах и взаимодействиях между персонажами. Внутренняя борьба Люка Скайуокера, антагонизм Дарт Вейдера и поиски истины — все это формирует насыщенный сюжет.
В бизнесе работает такой же принцип. Компании Apple удалось создать неповторимый образ, позиционируя себя как альтернативу стандартным решениям. Компания рассказывает о своих продуктах через призму инноваций и личной свободы, а каждый ее продукт отражает историю успеха. Аудитория сопереживает и проникается ценностями Apple через персонажей (пользователей продуктов) и их эмоции.
Сюда же можно отнести и Nike, где каждая кампания — история о преодолении трудностей, стремлении к лучшему и достижении целей. Такие истории вдохновляют аудиторию, и именно они создали уникальный бренд чемпионов.
Так в чем же преимущество хорошего сторителлинга? В том, что целевая аудитория неосознанно начинает ассоциировать себя с персонажем, и для решения похожей проблемы идет тем же путем, что и персонаж. Это позволяет автору через историю героя незаметно для читателей продавать им свои идеи и решения.
Как работает сторителлинг
Давайте подробнее разберем принципы сторителлинга, чтобы понять, как с его помощью можно управлять сознанием общества.
- Уникальные персонажи. Живые души истории, через которых аудитория воспринимает события. Они могут быть героями, антагонистами или простыми наблюдателями. Важно, что каждый персонаж обладает индивидуальностью, своими мотивами, страстями и слабостями. Сильные персонажи вызывают интерес и эмпатию, поэтому они должны быть достаточно реалистичными, чтобы читатель мог увидеть в них себя.
- Взаимодействие персонажей в истории. Герои проходят определенный путь, чтобы проникнуть в сердца читателей. Они могут преодолевать трудности, решать конфликты, находить друзей. Важно показать, как персонажи меняются под воздействием друг друга, как личностно растут, преодолевая очередное препятствие, и как реагируют на вызовы.
- Ключевой элемент. Конфликт или проблема — движущая сила истории, которая создает напряжение и держит внимание аудитории. В сторителлинге персонажи сталкиваются с проблемами, которые требуют разрешения.
- Роль эмоций. Чем сильнее чувства, которые вызывают персонажи, тем сильнее связь между аудиторией и рассказом. Чем глубже читатель или слушатель чувствует страх, радость, грусть или восторг вместе с персонажами, тем сильнее он вовлекается в историю.
- Happy end. Разрешение конфликта или проблемы, с которой сталкиваются персонажи, — точка, в которой сюжет достигает своего пика и приводит к изменениям в жизни персонажей. Аналогично с ними, аудитория также пытается изменить свою жизнь теми же способами.
Как сторителлинг влияет на современный мир и бизнес
Информация окружает нас повсюду. От социальных медиа до новостных порталов — мы постоянно погружены в огромный поток данных. В такой среде непросто привлечь и удержать внимание аудитории. Если не использовать сторителлинг, конечно. Истории помогают выделяться из толпы, проникать в сердца и разум слушателей.
Бизнес понимает ценность такого инструмента. Создавать связь с клиентами можно не только с помощью подробного описания продуктов, акций и скидок. Нужно уметь правильно показать, что бренд и аудиторию объединяют одни ценности, одни идеи и цели.
i
«Бизнес понимает ценность сторителлинга, ведь он помогает установить контакт с аудиторией»
Вовлекающие истории помогают бизнесу повышать продажи и обретать известность, ведь благодаря им бренды:
- Находят и устанавливают связь с клиентами. Сторителлинг позволяет брендам подойти ближе к аудитории, рассказать о себе, показать общие ценности.
- Создают уникальный образ, который выделяется среди конкурентов. Интересные истории, связанные с брендом, делают его более запоминающимся и привлекательным для аудитории. Примером может служить Tesla, чьи рассказы о революционных технологиях и миссии в области зеленой энергетики создали сильный имидж.
- Повышают лояльность покупателей. Когда люди ощущают эмоциональное вовлечение и понимание со стороны бренда, они склонны доверять ему. Это особенно важно в долгосрочных отношениях с клиентами.
- Проникают в сознание аудитории. Запоминающиеся персонажи и увлекательные сюжеты остаются в памяти на долгое время. Это позволяет брендам оставаться актуальными даже в условиях быстро меняющейся индустрии.
Как бизнес использует приемы сторителлинга
Предлагаем рассмотреть приемы сторителлинга на примере некоторых компаний. А именно — как с помощью этого инструмента бренды устанавливают связь со своей аудиторией и формируют корпоративную культуру внутри компаний.
Праздничные ролики Coca Cola — не просто реклама газированных напитков, это волшебные рождественские сказки, которые приносят радость. Адаптируя свои рассказы под разные культуры и национальности, Coca-Cola создает уникальное восприятие продукта в разных уголках мира, ассоциируя его с новогодним чудом.
Белорусская IT-компания Wargaming, создавшая популярную онлайн-игру «World of Tanks», успешно использует сторителлинг для привлечения и удержания игроков. Она создала богатый фонд исторических рассказов о военной технике и событиях, через которые игроки погружаются в мир военных баталий. Эти истории не только добавляют глубину игровому опыту, но и создают эмоциональную связь с брендом.
Белорусский бренд сумок Panaskin, созданный Павлом Панаскиным, смог привлечь аудиторию интересными историями о процессе создания каждой сумки.
Прием сторителлинга работает не только на внешнюю, но и на внутреннюю аудиторию. Внутри компаний его используют для формирования корпоративной культуры. Истории банка Tinkoff — рассказы о том, как они меняют банковскую индустрию через инновации и удобство, стимулируют сотрудников к креативности и формируют единую команду. А Google, благодаря сторителлингу, считается местом, где работают креативные люди. Истории о том, как создавались новаторские продукты или как сотрудники решали сложные задачи, помогают вдохновить коллег и объединяют коллектив.
Как обучиться сторителлингу. Полезные ресурсы от редакции Skillbox.by
Storytelling — не просто инструмент повествования. Это метод коммуникации и маркетинга, способный проникнуть в сознание и сердца аудитории. В мире, где каждый старается кричать громче, сторителлинг предлагает нежный и эффективный способ для донесения информации.
Поэтому не стоит упускать возможность поделиться собственной историей с миром и ощутить силу подлинной связи с аудиторией. Ведь это искусство не ограничивается только бизнесом. Сторителлинг можно использовать и в повседневной жизни:
- рассказывайте интересные истории, чтобы украсить беседу и найти общее с окружающими;
- используйте навыки рассказчика для более запоминающейся передачи знаний и сложных концепций — собственные истории помогут выделиться и создать о вас сильное впечатление;
- передавайте собственный опыт через истории, чтобы вдохновлять и помогать другим.
i
«Используйте силу слов, чтобы вдохновить, убедить и создать незабываемое впечатление. Ваши рассказы — это ключ к коммуникации и воздействию на окружающих»
Сторисмейкерами не рождаются — сторителлингу можно обучиться самостоятельно или через дистанционные курсы. Чтобы понять основы или отточить навыки, редакция Skillbox.by подобрала список актуальных ресурсов для изучения.
Литература:
- Роберт Макки, Том Джерас «Сториномика. Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире» — книга представляет концепцию сториномики, подчеркивает силу рассказов в современном маркетинге. Она дает практические инструменты для создания эффективных рекламных стратегий на основе сильных и увлекательных историй.
- Кармин Галло «Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории» — книга раскрывает методы и принципы создания убедительных и проникновенных рассказов, которые помогут автору воздействовать на восприятие и решения аудитории.
Интернет-ресурсы:
- «Сторителлинг в инфостиле» — в бюро Горбунова собрали советы авторов книги «Пиши, сокращай. Как создать сильный текст» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой по созданию историй без фальши и к месту.
- «Сторителлинг и Видеомаркетинг ТВ» — Youtube-канал, где вы найдете полезные и практические советы по использованию сторителлинга и видеомаркетинга в бизнесе. Такие лайфхаки помогут создавать рассказы и контент, который действительно зацепит аудиторию.
- «Сторителлинг для чайников» — telegram-канал, где можно найти простые и понятные пошаговые рекомендации и инсайты. Здесь новичкам помогают освоить искусство создания увлекательных рассказов.
Записывайтесь на курс «Сторителлинг» от Skillbox
Вы узнаете, как рассказывать истории с помощью текста и визуальных образов. Научитесь контролировать эмоции читателя и погружать его в повествование.
Забрать доступ