Маркетинг #Статьи

23 июня, 2023

Как стать менеджером маркетплейсов

Рассказываем, как стать менеджером маркетплейсов и научиться зарабатывать в e-commerce.

Что такое маркетплейс

С развитием интернета коммерция стала электронной, и на этом фоне стали открываться маркетплейсы — торговые площадки или цифровые рынки с безопасной оплатой и быстрой доставкой.

Маркетплейс часто путают с интернет-магазином, хотя разница между ними существенная. Сетевые магазины торгуют товарами с собственных складов, а маркетплейс агрегирует продукцию разных поставщиков. Между собой площадки отличаются степенью риска. Интернет-магазин чаще торгует собственной продукцией, о качестве которой ему известно, а на маркетплейсе собраны товары, качество которых не проверяется в полной мере.

Узнайте, как работают современные онлайн-площадки и выберете платформу для продажи своих товаров на курсе Быстрый старт на маркетплейсах

Узнать больше

Среди таких магазинов-агрегаторов можно отметить:

  • сервисы, которые торгуют одной категорией товаров (например, только обувью) или сразу несколькими:  Ozon, Wildberries;
  • площадки, предоставляющие услуги: Яндекс.Такси;
  • сервисы для получения информации и обмена данными: Spotify, YouTube;
  • инвестиционные платформы для торговли активами: Kickstarter, Indiegogo.

Маркетплейсы бывают горизонтальными, когда там представлена продукция одной категории от разных поставщиков, и вертикальными, когда предоставляются разные виды услуг. Есть и глобальные маркетплейсы, где продаются практически все товары. Среди таких можно отметить Amazon или Ebay.

Главный плюс маркетплейсов — внушительная аудитория, в том числе иностранная, которая становится доступна продавцам, как только они зарегистрировались на площадке. Коммерсантам не нужно тратиться на технические решения по созданию сайта, их приглашают зарегистрироваться на готовой площадке. При этом нужно учитывать, что на маркетплейсах высокая конкуренция и товаром распоряжаются представители площадки — они могут устроить распродажи или повысить цены. Среди минусов можно отметить и отсутствие контакта с клиентом — у покупателя может остаться хорошее или плохое впечатление не от производителя, а от самого маркетплейса.

Чем занимается менеджер маркетплейсов

Менеджер маркетплейсов продает товары компании через площадки, о которых мы рассказали выше. Он отвечает за продажи и продвижение товаров. И от него зависят интерес со стороны аудитории и прибыль компаний. Остановимся на его задачах чуть подробнее. Менеджер маркетплейсов:

  • Регистрирует продавца на маркетплейсе. Помогает заполнить анкету, проверяет статусы ИП или самозанятого, остальные документы.
  • Развивает стратегию работы электронной платформы. Ищет каналы сбыта, организовывает SEO-оптимизацию и создание уникального контента, использует инструменты цифрового маркетинга для удержания клиентов.
  • Ведет аналитическую работу по изучению сильных и слабых сторон конкурентов. Улучшает качество обслуживания, повышает рентабельность онлайн-продаж.
  • Заводит товарные карточки, ведет документооборот, выгружает актуальные цены и сортирует остатки продукции.
  • Определяет ценовую политику, запускает акции и распродажи.
  • Организовывает фулфилмент (ред.: продажи в комплексе): от посещения страницы до доставки продукции.
  • Продвигает продукцию, организовывает рекламные кампании, взаимодействует с блогерами и отслеживает отзывы покупателей.
  • Составляет подробные отчеты для руководства по поставкам, отгрузкам и доставке.
  • Ведет логистическую деятельность. Отслеживает и контролирует поставки, следит за работой службы доставки.
  • Ищет сотрудников для выполнения определенных задач. Копирайтеров, фотографов, водителей, сортировщиков и пр. 

На первый взгляд может показаться, что у менеджера слишком много обязанностей. Но с опытом приходит понимание, что все задачи взаимосвязаны, а на их выполнение не требуется слишком много времени и личных ресурсов.

Soft и hard skills

Менеджер маркетплейсов — специалист, которые сочетает в себе навыки маркетолога, аналитика и управленца. Рассказываем, какие soft и hard skills нужно развивать, чтобы стать профессионалом в этой сфере и добиться успеха.

Soft skills:

  • Самоорганизация. У сотрудника много задач, из них он должен уметь выбрать первоочередные и второстепенные. Квалифицированный менеджер знает, как планировать время, выполнять поставленные на день задачи, оставляя время на полноценный отдых.
  • Коммуникативные навыки. Помогают вести переговоры, общаться с коллегами, покупателями и продавцами. 
  • Аналитический склад ума. Менеджер должен уметь структурировать информацию маркетплейса, отбирать важное и проводить логический анализ.
  • Внимательность. Нужно умение перерабатывать массу сведений, ничего не упуская из виду.
  • Ответственность. От качества работы менеджера зависят прибыль компании, собственный доход и отзывы покупателей.

Hard skills:

  • Понимание механизмов маркетплейсов, умение распознавать целевую аудиторию и общаться с людьми.
  • Управление данными маркетплейса и их защита. Нужно уметь согласовывать, сортировать данные и представлять их в понятном для руководства площадки и ее посетителей виде.
  • Понимание рынка e-commerce, который составляют торговые и финансовые транзакции, цепочки бизнес-процессов и онлайн-пространства.
  • Умение работать с документами маркетплейса, устная и письменная грамотность, навыки составления писем, ведения переговоров и переписок в мессенджерах.

Как стать менеджером маркетплейсов. Лайфхаки для откликов на вакансии

Менеджер управляет людьми, торговыми процессами и ресурсами маркетплейса. Для этого нужно быстро разбираться в проблеме и принимать правильные решения. Профессии можно обучиться на специализированных курсах, но плюсом будет и постоянное самосовершенствование. 

Если говорить о доходах, то, согласно данным belmeta.com, зарплата менеджера маркетплейса в Беларуси составляет 600-800 долларов. Уровень дохода зависит от прибыли компании, известности онлайн-площадки и качества работы менеджера. 

При поиске работы аналитики маркетплейсов рекомендуют обращать внимание на должности ассистентов менеджеров, на которые охотно берут людей без опыта. Но в этом случае надо набраться терпения — на первых порах придется выполнять рутинные задачи, которые помогут накопить опыт. В резюме и откликах на вакансии рекомендуем:

  • описывать задачи, с которым вы успешно справились за время практики, стажировки или на предыдущем месте работы;
  • рассказывать о пользе, которую вы можете принести компании;
  • приводить конкретные примеры решения задач, например, «карточка маркетплейса поднялась со 150 на 27 позицию»; рост выручки компании можно проиллюстрировать с помощью инфографики;
  •   в резюме можно добавить и отзыв руководителя с результатами работы.

От менеджера компании до создания собственного агентства. Как можно развиваться в профессии

Профессия менеджера маркетплейса интересна тем, что можно постоянно расширять свои компетенции и экспертизу. Например, можно работать в компании и со временем дорасти до директора по маркетингу, руководителя направления или отдела развития нового бизнеса. А можно открыть собственный магазин на маркетплейсе или создать агентство, которое будет заниматься аналитикой и давать консультации новичкам. Можно даже уйти в сферу образования и создать собственные курсы по обучению менеджеров маркетплейсов. А если подтянуть иностранные языки, то можно попробовать выйти и на международный рынок.

Многие начинают карьеру в этой сфере без опыта, при усердии и понимании конечной цели становятся профессионалами, востребованными в развивающейся сфере e-commerce. Чтобы поближе познакомиться с профессией менеджера маркетплейсов, редакция Skillbox.by рекомендует изучить следующие ресурсы:

  • https://t.me/sellerozon — первое неофициальное сообщество продавцов маркетплейса, владельцев пунктов выдачи заказов и технологических партнеров. Здесь обсуждают задачи, говорят о нюансах профессии, а опытные продавцы и менеджеры делятся лайфхаками. 
  • https://t.me/wbsellerofficial — официальный телеграм-канал Wildberries для предпринимателей. Здесь обсуждают нюансы поставок на маркетплейсы.
  • https://t.me/s/marketplacejob — телеграм-канал, где белорусские компании размещают вакансии менеджеров. Тут также можно найти ссылки на обучение профессии. 

Осваивайте профессию «Менеджер маркетплейсов» со Skillbox

Вы узнаете, как на выгодных условиях сотрудничать с начинающими селлерами и крупными компаниями. Сможете зарабатывать от 2400 BYN, не выходя из дома.

Забрать доступ